В 1538 году вокруг района Китай-город в Москве была возведена Крепостная стена, которая получила название Китайгородской. Эта стена соединялась с Кремлевской и «опоясывала» район Китай-города (сейчас на карте это Новая и Старая площади и Китайгородский проезд). Построена она была для защиты от иноземных набегов. Со временем Китайгородская стена утратила своё оборонительное значение. В 1934 году она была разобрана. Варварские ворота, как часть стены, тоже были разобраны. Вернее, была разобрана та их часть, которая была над землёй, а основание башни, находящееся под землёй, осталось нетронутым. Позднее основание Варварской (Варваринской) башни было обнаружено при строительстве московского метро. Строители не стали разрушать основание, а бережно сохранили его. Основание Варваринской башни можно увидеть перед выходом из метро «Китай-город» в сторону улицы Варварка.
Каких животных больше всего в архитектуре Москвы? Конечно, львов. Бронзовых, каменных, лепных. К сожалению, эти хищники не водятся в Москве, но как символ власти и силы, они давно охраняют дома нашего города. Самых древних львов мы найдем на красивейшей улице Москвы, на Варварке. Здесь стоят палаты бояр Романовых, и по преданию, именно в них в конце 16-го века родился будущий царь Михаил Федорович. Палаты украшены родовым гербом рода Романовых. Это грифон, наполовину лев, наполовину орел, в лапах щит и меч. Раньше считалось, что львы никогда не спят. Может быть, отсюда появилась традиция украшать изображениями львов жилища, ведь лучшего стража для дома и не придумаешь. Ну, а первых живых львов москвичи увидели в середине 16-го века, их прислала ко двору царя Ивана Грозного королева Англии Мария Тюдор. Так что, возможно, что каменотесы, вырезавшие львов для парадного входа бояр Романовых, видели хищников своими глазами.
Спасская башня была построена в 1491 году по повелению Ивана III итальянским архитектором Пьетро Солари, но сначала – исключительно как боевая проездная башня, с бойницами, стрельницами, без украшений. И только в 17-м веке царь Михаил Федорович решает надстроить ворота высоким шатром с белокаменным киотом для часов. И сначала на часах по сторонам циферблата встали каменные стрельцы. Затем их заменили львы. Не нужно удивляться, что заморские хищники прижились в России. Лев является символом одного из евангелистов, Марка, и его изображение можно встретить почти в каждом христианском храме. Кстати, Воскресенские ворота Китай-города первое время назывались Львиными, ведь именно возле них во рву и содержали тех самых львов, подаренных Ивану IV.
Воскресенские ворота c часовней иконы Иверской Богоматери - год постройки 1680, перестроены в 1791, восстановлены в 1994-1995 гг. Архитектор М.Ф. Казаков, восстановил О.И. Журин. Воскресенские ворота меняли название бессчетное число раз! Они были и Курятными (в курятном ряду поблизости торговали птицей), и Неглинными (служили проездом из Китай-города через реку Неглинку), и Львиными (рядом держали львов, присланных Ивану IV из Англии и Персии). А после появления часовни Иверской иконы Божией Матери ворота стали называть Иверскими. По легенде более тысячи лет назад иконоборцы пришли в дом женщины, которая скрывала икону, написанную апостолом Лукой. Один из них ударил икону мечом, и на доске появилась кровь. Испугавшись, иконоборцы оставили женщину, а она решила спасти образ и положила его в море. Но икона не легла на воду, а встала на ребро и поплыла. Образ приплыл в Афонский монастырь. Там монахи разместили его над вратами и назвали Иверским. В 1669 году с иконы сняли копию и отвезли в Москву. Там ее разместили в деревянной часовне у Воскресенских ворот. Они появились в 1535 на месте Неглинной башни Китай-города. В 1680 их надстроили двумя башнями с двуглавыми орлами. А в 1791 году Матвей Казаков перестроил Иверскую часовню в камне. Такой облик ворота сохраняли до разборки в 1931 году. При этом в разное время в палатах Воскресенских ворот размещались лаборатории Монетного двора, палата Главной аптеки, университетская типография, архив Губернского правления.
Иверская икона была одной из самых почитаемых в Москве. По древнему обычаю российские императоры и императрицы, въезжая в город, останавливались у Воскресенских ворот и молились в Иверской часовне. У многих москвичей был обычай начинать день с посещения Иверской часовни. Поклониться к ней приходили перед самыми важными жизненными событиями. А перед экзаменами у иконы было особенно многолюдно — сюда съезжались гимназисты и студенты, чтобы поставить свечку и принести белую розу. Доходило до того, что перед особенно рискованными предприятиями в часовню приходили воры и бандиты, надеясь, что Иверская икона не откажет в помощи. Иногда икону забирали и везли для совершения служб на дому у тех, кто не мог посетить церковь сам. На это время в часовне оставалась «заместительница» — точная копия образа.
В 1557 году английская королева Мария I Тюдор преподнесла Ивану Грозному в качестве дара льва и львицу. С тех пор двойные проездные ворота стали называться Львиными, сейчас они нам хорошо известны как Воскресенские (Иверские) ворота Китай-города. «Ворота эти двойные. Около них во рву под стенами находились львы: их прислала великому князю английская королева. У этих же ворот стоял слон, прибывший из Аравии.» В 1508 году вдоль Кремлевской стены был выкопан Алевизов ров, что тянулся от Беклемишевской до Собакиной башни, его ширина достигала 34-х метров, глубина колебалась от 8,5 до 13 метров. Василий III поручил строительство Алевизу Фрязину. Затем глубокий Ров был обрамлен зубчатыми стенами. На участке от Константино-Еленинской до Фроловской (Спасской) башни Ров был снабжен четырьмя шлюзами. На Васильевском спуске, он спускался вниз гигантскими ступенями, делившими Ров на сектора, ограниченные шлюзами для удержания воды. Считается, что Ров был построен на месте другого рва, охранявшего Кремль эпохи Дмитрия Донского. В 1814–1815 годах торговые лавки вдоль Рва были снесены, сам Ров засыпан, у Кремлевской стены посадили два ряда деревьев. В целом, Алевизов Ров был грандиозным сооружением. При помощи шлюзов отдельные его участки иногда осушались. Якобы при Грозном без воды был участок, прилегавший к Воскресенским воротам Китай-Города, где содержались львы, присланные из Англии, отчего Воскресенские ворота иногда называли Львиными. В XVII веке, при Алексее Михайловиче, во Рву якобы поселили даже слона, подаренного персидским шахом, но слон умер от морозов.
Льва часто изображали с другим зверем, единорогом. В Кремле хранится знамя Ермака – и на нем вышиты лев и единорог. Восставшие лев и единорог были фирменным знаком московского Печатного двора. В первой половине 19 века здание типографии, относившейся уже к Духовной коллегии, было перестроено в готическом стиле и стало называться Синодальной типографией. Сегодня в этом самом необычном здании Никольской улицы базируются отделы Историко-Архитектурного института. Дело в том, что именно здесь, на этом самом месте с середины 16 века находилась первая российская типография, созданная при непосредственном участии Ивана Грозного. Книги на Руси существовали на бумажных носителях уже с 10 столетия, но вся книжная продукция до появления книгопечатания переписывалась от руки. Готовить грамотных переписчиков было трудно, и часто ими становились не очень усидчивые и старательные писари. Поэтому в текстах рукописных книг стали появляться погрешности, казусные ошибки, необъяснимые противоречия. Да и стоили рукописные книги очень дорого. Таким образом, типографское централизованное книгопечатание стало в определенный момент насущной потребностью дальнейшего развития общества.
Первые книгопечатные станки для массового производства книжной, преимущественно церковной продукции, появились в европейских странах уже в конце 15 столетия. Часть из создаваемых там типографий были славянскими. Они функционировали в Черногории, Румынии, Венеции, Чехии и т.д.
К середине 16 века, осознав насущную необходимость создания российского книгопечатания, Иван Грозный при поддержке митрополита Макария, начинает поиск мастеров-печатников, печатных станков и буквенных шрифтов. Для организации печатного процесса в России прибывает датский печатник Ганс Миссингейм, техническое же оборудование было прислано из славянской типографии Польши.
Первая московская типография 1550-ого года была анонимной и, по существу, пробной. Сведений о ней сохранилось очень мало. Неизвестно ни место ее расположения, ни выпущенная ею продукция. Предположительно руководителем анонимной типографии был Г. Мессингейм, а дошедшие до нас анонимные издания этой типографии составляют на сегодняшний день семь экземпляров без выходных данных. Одним из учеников типографии был И. Федоров. Работал здесь и некий Мару́ша Нефе́дьев, который вполне мог быть вторым руководителем типографии, после Мессингейма.
История сохранила и имя первого гравера, работавшего сначала в анонимной типографии, а затем и на Печатном дворе. Это был уроженец Новгорода, талантливый резчик по камню Васюк Никифоров. Анонимная типография функционировала практически десять лет. И вот в 1563 году, на основе накопленного опыта, по царскому распоряжению Ивана Грозного и на его денежное обеспечение в Москве создается настоящий Печатный двор. Государев Печатный двор. Итак, к началу 1563 года на Никольской улице на средства царской казны возводится первый российский Печатный двор, сыгравший большую роль в развитии отечественного книгопечатания. Печатание первой российской книги было доверено Ивану Федорову и его соратнику Петру Мстиславцу. Этой первой книгой стало издание богослужебного «Апостола», содержащего описания деяний и посланий святых апостолов Нового завета, отдельные псалмы и тексты специфических служб. Работа над «Апостолом» продолжалась почти год – с весны 1563 по весну 1564. Это уникальное издание, напечатанное на французской бумаге, имело тираж в 2 тысячи экземпляров. Послесловие к «Апостолу» написал сам Иван Федоров. Через год на Печатном дворе появилась новая книга для богослужений с молитословиями в виде «Часослова». Надо иметь в виду, что развитие книгопечатания встречало очень негативную реакцию со стороны переписчиков духовных книг, ибо их ручной труд обесценивался, и они могли совсем лишиться работы. После выхода «Часослова» по неизвестным причинам Иван Федоров и Петр Мстиславец покидают Москву, увозя с собой часть гравюрных досок и печатных шрифтов.
После отъезда первопечатников, во главе Печатного двора встал один из учеников И. Федорова - Андроник Невежа, заведовавший типографскими делами до начала 17 столетия. В 1568 году под его руководством вышел «Псалтырь», а затем деятельность типографии на некоторое время практически сошла на нет. Лишь с конца 80-х годов 16 столетия работа Печатного двора активизировалась, и потребность в печатных книгах начала наконец расти. А.Невежа занимался не только набором и печатанием текстов, он также имел определенный опыт и как гравер. Отдав печатному делу более тридцати лет жизни, Андроник передал свои опыт и свои знания двум сыновьям – Ивану и Алексею, которые продолжили дело российского книгопечатания в начале 17 века.
Здание Печатного двора неоднократно подвергалось разрушениям во время пожаров, восстанавливалось и снова горело. После завершения хаоса Смутного времени, к 1620 году было возведено новое типографское каменное здание из двух этажей. Там находилось 7 печатных станков и трудилось восемь десятков работников. Однако и это здание пострадало от очередного пожара. В начале 40-х годов 17 века в царствование Михаила Романова зодчими Т. Шарутиным и И. Неверовым были выстроены каменные двухэтажные палаты и новое типографское здание с фасадом по Никольской улице.
Ворота Печатного двора были украшены изображениями единорога со львом и Солнечными часами, а на вершине 28-метровой башни, похожей на Спасские ворота Кремля, находился двуглавый орел.
В комплекс типографии входили 4 избы-печатни и различные мастерские, имеющие очень красноречивые названия - словолитня, рисовальня, рудня, кузница и т.д. В новом здании Печатного двора расположились службы Печатного приказа, и была организована библиотека для хранения изданных книг. Вся работа типографии осуществлялась на царские средства и под его контролем. Поскольку Печатный двор именовался Государевым, то все книги издавались только после царского указа. Когда все экземпляры были напечатаны, по одному из них шли в дар царю и патриарху, а остальные, после утверждения царем цены, поступали в продажу.
В 1653 году Печатный двор перестал быть государевым и поступил в распоряжение духовенства, то есть вся его деятельность стала находиться в ведении патриарха, решающего что печатать, сколько экземпляров и почём их продавать. С 60-х годов 17 века по первое десятилетие 18 века на Печатном дворе вышло более 700 изданий, среди которых были не только церковные книги, но переводная и учебная литература. В этот период деятельности типографии оформилась стилистика русского кириллического издания.
В конце 70-х годов 17 века вместо обветшалого здания Большой палаты у Китайгородской стены зодчими С. Дмитриевым и И. Артемьевым были возведены новые палаты для размещения редакторского и корректорского отделов (так называемой Правильной палаты) и библиотеки. Интерьерная роспись принадлежала придворному иконописцу Л. Иванову. Для обучения новых работников грамоте при Типографии начала функционировать профессиональная школа, названная Типографской (1681), которая впоследствии влилась в Славяно-греко-латинскую академию, открытую при Заиконоспасском монастыре.
А как же сложилась судьба знаменитого первопечатника, памятник которому был установлен у Китайгородской стены в начале 20 столетия? Иван Федоров уехал сначала в Литву, а затем во Львов и там продолжал заниматься книгопечатаньем, но не очень успешно. Ибо материальной поддержки своему предпринимательству он не находил, а сопротивление со стороны переписчиков и там имело место быть.
Но судьба предоставила ему уникальную возможность для издания первой полной Библии на церковнославянском языке. Случилось это, когда И. Федоров по приглашению Константина Острожского переехал в Острог, где и работал над изданием знаменитой «Острожской Библии». Выезжал Федоров в Польшу, Австрию, Германию, имел контакты с просвещенными людьми своего времени, помимо книгопечатания занимался изготовлением пушек. Умер он в 1583 году и был похоронен в Некрополе Святоонуфриевского монастыря. В 1977 году во дворе этого монастыря установили памятник Ивану Федорову и двум его ученикам – Петру Мстиславцу и Андронику Невеже. К сожалению, могила первопечатника утрачена уже давно, а памятник, посвященный ему и его ближайшим ученикам, был уничтожен в 1990 году.
Но другой Памятник известному российскому первопечатнику, установленный в 1909 году в Москве, можно и сегодня увидеть в Третьяковском проезде (Авторы - С. Волнухин, И. Машков).
Продолжал заниматься книгопечатным делом и П. Мстиславец, работая в Вильнюсе, он создал евангельский шрифт, ставший образцом для дальнейшего развития церковной печатной продукции. Синодальная типография С 1721 года Печатный двор стал именоваться Синодальной типографией, ибо полностью перешел в распоряжение Святейшего Синода. Однако, уже к 70-м годам 18 столетия было понятно, что здания Печатного двора становятся аварийно-опасными, в башне была замечена трещина, из-за которой ее пришлось разобрать. К концу 18 века Синод решает перестроить здание типографии, и в 1810 году главный корпус Печатного двора был разобран, а в 1811 году начинаются строительные работы. Архитектор Селихов, начавший реконструкцию типографии, планировал вместо ветхих типографских корпусов построить их архитектурный аналог с теми же воротами. Но через год началась Отечественная война 1812 года, закончившаяся пожаром Москвы, а затем концепция изменилась.
Заведовать возведением Синодальной типографии было поручено Валуеву, который являлся начальником Кремлевской экспедиции. Именно он привлек к данному строительству молодых и талантливых архитекторов А. Бакарева и И. Мироновского, и затем на основе их архитектурного проекта и началось возведение основного типографского здания. Оба эти архитектора были яркими представителями готического направления, что особенно отчетливо проявилось при создании здания Синодальной типографии. Сегодня готикой считается исключительно архитектурный стиль западного средневековья, а в 18 веке на Руси к ним относили и отечественные строения 16-17 столетий. Бакарев и Мироновский часто использовали готические элементы в классических сооружениях, но Синодальная типография оказалась вершиной их мастерства.
Здание типографии возводилось уже после окончания Отечественной войны 1812 года. И хотя перед архитекторами была поставлена задача создать палаты, подобные палатам бывшего Печатного двора, они подошли к её решению очень креативно. Классическое здание с фасадом, выходящим на Никольскую улицу, они оформили мотивами европейской готики, элементами исторической старины в виде потемневших каменных старинных плит с надписями. Частично были воссозданы утраченные символы Печатного двора в виде Солнечных часов над порталом здания, рельефных фигур льва с единорогом на фасаде, фронтонного герба страны и прочее. К 1814 году прекрасный образец псевдоготической архитектуры был доведен до конца.
В декоре фасада были сохранены основные элементы Печатного двора Здание Синодальной типографии стало подлинным украшением Никольской улицы и очень гармонично вписалось в архитектурный ансамбль этой части Китай-города. Стрельчатые окна, башенки и резные полуколонны с орнаментами невольно привлекают взгляд и вызывают восхищение талантом архитекторов. Старые ворота Печатного двора сохранить не удалось, они не подходили под новые размеры, поэтому были установлены новые. Кроме основного здания типографии с нарядным фасадом вдоль Никольской улицы, в комплекс продолжали входить и старые строения внутреннего двора – два боковых корпуса, Правильная и Книгохранильная палаты, сохранившиеся со времени их первоначальной постройки во второй половине 17 столетия.
Впоследствии здания несколько раз подвергались реконструкции с добавлением элементов русского стиля, но общая историческая концепция первоначального стиля сохранялась. Дворовая часть Типографии была оформлена архитектором М. Чичаговым в 1871 году. Правильная палата или Терем, находящийся около Китайгородской стены, также был реконструирован в 70-е годы 19 века архитектором Н. Артлебеном, который возвел для него новое шатровое крыльцо. Интерьерными росписями занимались мастера из Палеха.
Боковые корпуса типографии были реконструированы в 90-х годах 19 века. Архитектор С. Слуцкий, занимающийся их реконструкцией, надстроил третий этаж и оформил торцевые стороны. Книгохранительная палата была реставрирована архитектором В. Гамбурцевым, который эту свою работу описал в статье, посвященной ремонту строений бывшего Печатного двора.
После революционных событий 1917 года помещения Синодальной типографии стали занимать советские учреждения, в основном архивные. А с 1931 года здание было отдано созданному в сентябре 1930 года Институту архивоведения, который позднее стал называться Историко-архивным институтом (1991). В 30-е и 40-е годы институт подчинялся НКВД и МВД (1938-1947), а затем перешел в ведомство Министерства образования.
Особенно модными львы стали в эпоху классицизма. Они сели у парадных дверей, оседлали пилоны ворот, украсили двери и стены. Даже в описании Москвы из «Евгения Онегина» среди других характерных черт попали: «Балконы, львы на воротах и стаи галок на крестах».
Рядом с Кремлем в Александровском саду находится знаменитый грот «Руины». Грот был сооружён по проекту архитектора Осипа Бове в 1821 году в память о московских разрушениях 1812 года. Своё название «Руины» постройка получила в связи с тем, что при её строительстве использовались обломки зданий, разрушенных французскими войсками. На вершине грота помещается смотровая площадка, украшенная двумя скульптурами львов.