Даниловская Часовня.
Часовня Даниила Московского – православная часовня в сквере на площади Серпуховской Заставы в Москве основана в честь святого благоверного великого князя Даниила Александровича, основателя Даниловского ставропигиального мужского монастыря, монахом-схимником которого был сам великий князь, расположенного неподалёку. Воссоздана вновь в 1998 году по проекту архитекторов Ю. Г. Алонова и Д. Г. Соколова. Часовня располагается на пути следования в Даниловский ставропигиальный мужской монастырь от станции метро «Тульская». Часовня по проекту 1998 года построена в неорусском стиле. На фасаде часовни находятся мозаичные иконы следующих святых: Александра Невского, Даниила Московского, Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Около часовни расположен памятный Крест. В стену часовни встроена нивелирная марка «7.77 саженей над уровнем Москвы», восстановленная в 2004 году. Эта марка напоминает о «Московском нуле», от которого измерялся уровень Москвы-реки. Ноль представлял собой отметку на берегу реки около Данилова монастыря, имевшую высоту 116 метров над уровнем Балтийского моря.
Памятник Даниилу Московскому.
На памятнике Даниил Александрович изображён в богатых княжеских одеждах, держащий в левой руке храм, а в правой руке – меч. Храм в левой руке символизирует религиозность князя и его приверженность делам благотворения, благочестия и милосердия. Меч находится в ножнах, что символизирует княжеское миролюбие и миротворчество, использование князем силы оружия исключительно как метода политического давления на противников, а не кровопролитных междоусобных войн.
Сретенская церковь
Церковь была построена специально для детей. Сретенский храм предназначен для богослужения с участием детей и молодежи из различных подразделений Центра – Воскресной школы, Школы молодежного служения, Клуба «Звезда Вифлеема», Дом «РеставросЪ», молодежного хора, театральной студии. Примечательно, что освящение закладного камня первого детского храма состоялось в 2007 г., который в России был объявлен годом ребенка. Сам Патриарший центр духовного развития детей и молодежи вблизи Свято-Данилова монастыря был создан в 1999 г.
Данилов Монастырь
В 1282 г., князь Даниил Александрович основал на этом месте монастырь и при своей жизни содержал его на собственные деньги, а также пожаловал обители земли и луга, «рыбные ловли», разместил вокруг несколько крестьянских дворов.
Первой постройкой обители стал деревянный храм во имя преподобного Даниила Столпника, окруженный кельями и хозяйственными строениями. Территория была огорожена тыном – частоколом из мощных бревен, вбитым в основание земляного вала. Летописи также сообщают, что князь Даниил учредил в основанном им монастыре архимандритию, установив навсегда, чтобы настоятель в нем был в сане архимандрита (в то время на Руси так было всего в двух-трех крупных монастырях). В 1293 г. монастырь был разорен во время похода «Дюденёвой рати» (войск ордынского полководца Тудана, в русских летописях – Дюденя), в ходе которого было захвачено и разорено четырнадцать городов Северо-Восточной Руси, в том числе и Москва. 4 (17 марта) 1303 г., в день памяти преподобного Герасима Иорданского на сорок втором году жизни, приняв схиму с именем в честь пророка Даниила, святой благоверный князь Даниил отошел ко Господу и был погребен, по его завещанию, на общем монастырском кладбище, среди могил почивших иноков этой обители. История Данилова монастыря связана с именем великого князя Иоанна Данииловича Калиты, сына основателя Даниловой обители. В 1330 г. князь Иоанн перевел даниловскую братию в Кремль, где на месте деревянной церкви построил каменный трехапсидный храм, сделав его центром нового великокняжеского монастыря, получившего название Спасского. Сюда же была переведена и архимандрития. Собранная в Данилове библиотека древних книг пополнила собой ризницу монастыря в Кремле.
Во второй половине XV в., когда Москва стала политическим и культурным центром Русских земель, великий князь Иоанн III Васильевич пригласил в Москву для перестройки Кремля итальянских зодчих. В 1490 г. было решено перевести Спасскую обитель на Крутицкий холм, на левом берегу Москвы-реки. Монастырь получил наименование Спаса на Новом, или Новоспасского. Так Данилов монастырь положил начало новому, одному из самых значительных монастырей Москвы. На прежнем месте, в Кремле, остался Спасо-Преображенский собор, который в течение многих веков был известен как дворцовый храм «Спас-на-Бору». Сам же Данилов монастырь в течение почти двух с половиной столетий пребывал в запустении. На его месте остался маленький храм, ставший приходским, а рядом – небольшое сельцо Даниловское и кладбище. Однако святой князь Даниил не оставил свое владение. Настало время, когда он начал напоминать о себе и своей обители явлениями и чудесами. Возрождение Данилова монастыря на его первоначальном месте произошло во время царствования Иоанна Грозного. К этому времени от обители сохранилось лишь «небрегомо» место Даниловское, и здесь царским иждивением были воздвигнуты новый каменный собор в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, деревянные кельи и другие необходимые постройки.
Необычность посвящения престола монастырского храма говорит об особом статусе возрожденной обители, храм должен был стать «собором Соборов», храмом церковных собраний, духовным центром Москвы. И то обстоятельство, что духовный центр православной столицы царь Иоанн Грозный создавал именно в Даниловом монастыре, говорит об огромном значении, которое придавалось месту, где был основан «первый на Москве» монастырь и где почивали святые мощи его основателя. Иоанн Грозный установил обычай, по которому ежегодно вместе с митрополитом и собором духовенства посещал монастырь, где в определенный день совершались заупокойные службы по князю Даниилу.
Данилов монастырь во все времена жил жизнью, неотделимой от судьбы России, всего русского народа. И хотя после своего возрождения он претерпел множество бедствий, во всех испытаниях он неизменно получал чудесную помощь и заступничество от своего святого основателя — благоверного князя Даниила.
В конце ХVI – начале ХVII вв. Данилов монастырь оказался в центре военных и государственных событий. Особенно отличился он в отражении набега войск крымского хана Казы-Гирея в 1591 г. Русское командование, получив сведения о численности неприятельской армии, отказалось от намерения остановить ее на Оке и отвело полки с пограничных укреплений к столице.
Ранним утром 4 июля татары по Серпуховской дороге вышли к Москве и заняли район Котлов (местность на юге Москвы). Монастырь, составляя первое звено в южном защитном поясе старой Москвы, играл важную роль в обороне города от вражеских набегов. Русские полки расположились под Даниловом монастырем в передвижном укреплении - «гуляй-городе». Днем произошел бой, а ночью татары отступили.
В 1606 г. близ Данилова монастыря произошло сражение крестьянских войск И. И. Болотникова с армией царя В. И. Шуйского. Полки под управлением военачальника Михаила Скопина-Шуйского нанесли поражение восставшим. В 1608 г. под стенами Данилова монастыря был казнен один из атаманов восставших самозванец Илейко Муромец, «лжецаревич Петр». В сентябре 1610 г. при подходе к Москве войск гетмана Жолкевича казаки Лжедмитрия II подвергли монастырь обстрелу, повредив стены и башни, и сожгли его слободу. В 1612 г. здесь же, в монастыре, было созвано общее народное собрание, потребовавшее от царя Василия Шуйского отречения от престола.
В 1652 г. были чудесным образом обретены святые мощи преподобного и благоверного князя Даниила. Тогда же благоверный князь Даниил был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых. (Подробнее см. «Князь Даниил».)
В XVII и XVIII вв. монастырь продолжал строиться и благоукрашаться, в нем освящались новые престолы. И всё это, главным образом, благодаря попечению о нем русских государей и благотворителей. Был возведен новый храм в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, каменные стены и башни, Святые врата, надвратная церковь и колокольня, Настоятельский корпус.
В Отечественную войну 1812 г. французы осквернили и ограбили храмы монастыря, похитили серебряный оклад с гробницы святого князя Даниила, но основную часть имущества братия успели спасти: ризницу вывезли в Вологду, а казну – в Троице-Сергиеву лавру. В 1817 г. была устроена новая серебряная рака для святых мощей преподобного князя Даниила.
В 1833–1838 гг. по проекту архитектора Осипа Бове на средства благотворителей монастыря купцов-дворян братьев Константина, Александра и Валентина Куманиных, а также купцов братьев Андрея, Петра и Викола (Вукола) Шестовых был возведен величественный Троицкий собор, который освящал митрополит Московский Филарет (Дроздов), причисленный ныне к лику святых.
В первом десятилетии XX в. монастырь неоднократно становился центром московских церковных событий и торжеств. В 1902 г. здесь был открыт приют для престарелых монашествующих Московской епархии. Вскоре больничные палаты соединили с надвратной церковью преподобного Симеона Столпника. Ее обновили на средства одной из благотворительниц.
12 апреля 1903 г. Москва торжественно отпраздновала 600-летие со дня кончины святого князя Даниила. Состоялся крестный ход из Кремля в Данилов монастырь. Рано утром многотысячная толпа наполнила Красную и Кремлевскую площади, люди стояли и на всем пути от Кремля к Даниловой обители. После молебствия в Успенском соборе крестный ход отправился в путь, в нем приняли участие все московские церкви, несли хоругви из всех кремлевских соборов и монастырей.
Под непрерывный колокольный звон близлежащих храмов навстречу крестному ходу выходило духовенство с хоругвями и храмовыми иконами. В Даниловом монастыре в двух храмах была совершена Божественная литургия, после чего крестный ход в том же порядке отправился обратно в Кремль. В течение целого дня в монастыре у мощей святого князя Даниила совершались непрерывные молебствия. В память об этом событии тысячам богомольцев были розданы выпущенные в Даниловом монастыре литографии с изображением святого князя Даниила.
В 1909 г. в монастыре широко отметили 100-летнюю годовщину со дня рождения Н. В. Гоголя. В торжествах приняло участие большое количество народа. В связи с юбилеем великого писателя монастырь издал литографию с его портретом, видом могилы и изречениями из его сочинений.
События 1917 г. перевернули весь ход истории не только Данилова монастыря, но и всей страны. Начались невиданные доселе богоборческие гонения на веру. Именно во время этих испытаний древнему Данилову монастырю суждено было пережить небывалый духовный расцвет и сыграть важную роль в истории Русской Православной Церкви XX в. В страшные послереволюционные годы, наполненные террором и воинствующим безбожием, обитель святого князя Даниила просияла как оплот Православной России.
1 мая 1917 г. настоятелем Данилова монастыря Москвы был назначен епископ Феодор (Поздеевский). С приходом нового настоятеля в древней обители началось время особого духовного подъема. До этого на протяжении восьми лет владыка Феодор был ректором Московской духовной академии.
Вслед за учителем в Данилов пришли многие его бывшие студенты, помощники и единомышленники. Владыка собирался продолжить начатое им дело: воспитание истинных пастырей для народа, не только хорошо образованных, но и буквально горящих своими убеждениями и зажигающих настоящую веру в народе. Став настоятелем Данилова, он считал одной из своих главных задач привлечение в монастырь ученой братии и создание иноческого братства монахов-подвижников, активных защитников православия, способных противостоять натиску всевозможных «революционных» и «реформаторских» течений в Церкви.
Так Данилов в 1920-е гг. стал одним из духовнических центров России. Вся православная Москва съезжалась на богослужения и исповеди в монастырь, появилась целая группа духовников, окормлявших в эти трудные годы всю многочисленную паству обители: архимандрит Георгий (Лавров), архимандрит Симеон (Холмогоров), архимандрит Поликарп (Соловьев), архимандрит Стефан (Сафонов), архимандрит Серафим (в схиме Даниил, Климков), иеромонах Павел (Троицкий).
По воспоминаниям современников, в 1920-е гг. в Даниловом монастыре наблюдался необыкновенный духовный подъем. В храмах, всегда переполненных народом, царил настоящий молитвенный дух. Знаем мы об этих духовниках и об этом времени, главным образом, благодаря воспоминаниям их духовных чад, которым удалось дожить до наших дней, а также из следственных дел 1920-1930-х гг.
Храм Симеона Столпника
В 1730–1732-х гг. на средства московского купца Михаила Андреевича Косырева над Святыми вратами началось строительство надвратной церкви, которая была освящена во имя преподобных Симеона и Даниила Столпников. В нее был перенесен престол из придела разобранной трапезной храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов XVI в. Надвратный храм задумывался как храм «иже под колоколы» (то есть храм, совмещенный с колокольней), но колокольня оставалась недостроенной до 1736 г. Этот храм входит в сложный, стилистически единый ансамбль Святых врат и колокольни Данилова монастыря. Ансамбль является второй после храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов архитектурной доминантой монастыря, а также формирует облик площади перед обителью и создает парадный вход в нее. Надвратная колокольня, расположенная над церковью, была завершена к 1736 г., предположительно, архитектором И. Ф. Мичуриным.
Через двадцать лет эту церковь переосвятили во имя преподобного Симеона Столпника и использовали ее как больничную для насельников обители. Над небольшим по размеру храмом возвышалась 45-метровая колокольня, состоящая из восьмигранного яруса звона и двух уменьшающихся кверху восьмериков, увенчанных главкой с крестом. Первым в Даниловом монастыре, 4 апреля 1923 г., был закрыт надвратный храм преподобного Симеона Столпника. Позднее были снесены глава и ярусы храма-колокольни. В Святых вратах разместили контрольно-пропускной пункт в детскую колонию, в кельях по сторонам храма – жилые помещения. Храм преподобного Даниила Столпника был превращен в вещевой склад. В ходе реставрационных работ была полностью восстановлена объемно-планировочная структура храма: своды, арки, лестничные марши, покрытия полов, оконные и дверные проемы. Внутреннее пространство храма невелико и имеет скромное убранство. Главное его украшение – трехъярусный иконостас с расписными тяблами, который состоит из местного, праздничного и деисусных чинов. Иконостас собран в основном из икон, поступивших как пожертвование из Псково-Печерского монастыря. Он составлен из стилистически близких икон XVII–XX вв.
Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов
Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов – ныне самый древний храм Данилова монастыря. Он состоит из нескольких церквей: на первом этаже расположен храм Покрова Пресвятой Богородицы (с приделом во имя пророка Даниила), на втором – храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов (с двумя приделами: преподобного и благоверного князя Даниила и святых мучеников и страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба), на третьем – храм во имя преподобного Даниила Столпника (самый древний престол Данилова монастыря).
Сформированный из множества разновременных объектов он, тем не менее, оставляет впечатление целостности, что достигается за счет соподчиненности меньших объемов главному – четверику с тяжелым куполом, барабаном и главкой – доминантой всего сооружения.
В 1555 г. по указанию царя Иоанна Васильевича Грозного на монастырском кладбище, недалеко от могилы князя Даниила, был заложен первый каменный храм во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Храм был торжественно освящен 18 (31) мая 1561 г. митрополитом Московским и всея Руси Макарием в сослужении сонма духовенства и в присутствии царя Иоанна Грозного и его сыновей — Иоанна и Феодора. Необычность посвящения указывает на особое предназначение возрожденной обители. Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов должен был стать «собором Соборов», храмом церковных собраний, духовным центром Москвы. Семь Вселенских Соборов – это становление Церкви, ее догматов, определение основ христианского вероучения.
То, что духовный центр православной столицы царь Иоанн Васильевич начинал создавать именно в Даниловом монастыре, говорит об огромном значении места, где был основан «первый на Москве» монастырь и где почитались святые мощи князя Даниила. В то время это был единственный в России храм с таким посвящением. Как известно, в православной традиции существовало празднование лишь шести Вселенских Соборов – каждого в отдельности и всех вместе. Однако новая «память» не получила общерусского значения, и только в 1988 г. Святейший Патриарх Пимен благословил общецерковно отмечать память Святых Отцов Семи Вселенских Соборов 18 (31) мая, то есть в день освящения первого каменного храма Данилова монастыря.
Небольшой одноглавый белокаменный храм Святых Отцов венчала глава, крытая черепицей зеленого цвета. До наших дней храм не сохранился. Некоторое представление о том, как он выглядел, дают опись 1701 г., гравюра начала XVIII в. и проводившиеся в Даниловом монастыре археологические исследования 1983–1986 гг. Остатки древнего соборного храма можно видеть между Братским корпусом и северной стеной нынешнего храма.
В 70-е гг. XVII в. вблизи старого соборного храма Святых Отцов строится ансамбль монастырской трапезной с двумя сопредельными храмами: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святого пророка Божия Даниила (с именем этого святого князь Даниил был пострижен перед смертью в схиму). Здание трапезной было вытянуто с востока на запад, храмы имели каждый свою алтарную апсиду и главку луковичной формы. С западной стороны к трапезной примыкали две ризничные палатки. Еще одна прямоугольная палатка, составляющая одно целое с храмом пророка Даниила, примыкала с северной стороны, в поздних описях она именуется вместе с галереей «погребальной». Завершала весь ансамбль шатровая колокольня. К началу XVIII в. старый храм Святых Отцов настолько обветшал, что в нем стало опасно служить. Было принято решение о его сносе и возведении нового. В 1729 г. был издан соответствующий указ. Храм XVI в. разобрали до основания, были также разобраны и верхи (главы, барабаны, кровли) Покровского и Даниловского храмов, своды трапезной и сделаны новые, пониженные своды. Покровский и Даниловский храмы стали нижним, цокольным этажом, на котором и был возведен новый храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Он был освящен всего лишь через год после начала работ – 31 августа 1730 г.
Первоначально сопредельные храмы – Покровский и во имя пророка Даниила – имели каждый свою апсиду, а общий четверик, разделенный внутри капитальной стеной на два почти равных объема, венчали две главки. Каждый из храмов сообщался с трапезной. Надо отметить, что подобное композиционное решение, когда нет подчинения объема придела объему основного храма, встречается нечасто.
Основной объем верхнего храма в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов представляет собой двухсветный четверик с трехчастной апсидой и небольшой трапезной. Алтарь верхнего храма находится точно над алтарем нижнего.
Существующая ныне планировка Покровского храма относится к XVIII в., когда была возведена дополнительная капитальная стена с арочным проемом, при этом были заложены два окна и разобрана стена между Покровским и Даниловским храмами. Описи стали называть Покровский храм основным, а Даниловский – приделом. С трех сторон храм был окружен открытой галереей-гульбищем с двумя крыльцами. Храм венчали стройный барабан, главка луковичной формы и крест сложной формы. В верхней части креста – два Ангела, несущие корону, - знак царского вклада в монастырь. Храм Святых Отцов был расписан в 1736 г. живописцем Григорием Яковлевым.
Шатровая колокольня была разобрана сразу после 1746 г., когда достроили колокольню над Святыми вратами, но разобрали ее не полностью – остались два нижних яруса, на которых и возвели новую церковь преподобного Даниила Столпника (старейший престол Данилова монастыря). Храм состоит из четверика и двух восьмериков, увенчан восьмигранным барабаном с главкой. Столп этого храма вытянут на высоту, почти равную высоте соборной церкви. Оба храмовых здания органично соседствуют друг с другом и даже кажутся одновременными постройками.
В 1805–1806 гг. начался новый этап перестройки: были разобраны обветшавшие боковые крыльца, которые вели на галереи соборного храма, а взамен с западной стороны сделаны две пристройки с новыми лестницами в два марша для подъема в верхний храм и новое крыльцо с белокаменными ступенями.
После Октябрьской революции 1917 г. монастырь продолжал некоторое время сохранять свое положение, но уже в апреле 1922 г., в соответствии с Декретом советской власти об изъятии церковных ценностей, из храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов было изъято 164 иконы. В монастыре особо почиталась икона святого князя Даниила, написанная на древней доске, бывшей прежде верхней крышкой над его святыми мощами. Судьба этой иконы до сих пор неизвестна, как неизвестны и судьбы многих других святынь, таких как древняя, шитая шелком и серебром плащаница (вклад князя Григория и княгини Софии Волконских), Царских врат XVII в., молебных крестов и многих старинных икон.
В феврале 1930 г. Моссовет заявил, что вся территория бывшего Данилова монастыря будет отдана под общественный парк и по проекту необходимо снести храм Святых Отцов. Указывалось, что здание церкви «подвергалось неоднократным переделкам и утратило значительную часть своей историко-художественной ценности». Из приготовленного к сносу храму вывезли все иконостасы (в том числе, главный, шестиярусный), более двух с половиной тонн паникадил, люстр и подсвечников. В плавильные печи были брошены три цинковых гроба из усыпальницы храма (вероятно, захоронения Ляпиных). Реставраторам удалось снять со стен храма изразцы с барельефными фигурами евангелистов. Ныне они находятся в музее-заповеднике «Коломенское». В 1930 г. на территории монастыря разместился приемник-распределитель для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей, и храм Святых Отцов был приспособлен для нужд этого учреждения. Внутри были поставлены дополнительные перегородки и перекрытия (этажи), оконные проемы заложили до половины высоты. Не менее сильно пострадали и фасады: полностью снесли центральную главу и главки над приделами и крыльцом, разобрали почти до основания церковь святого Даниила Столпника, уничтожили почти все элементы декоративного убранства.
Троицкий собор.
Троицкий собор – главный храм Данилова монастыря. Его строительство началось в 1833 г. на средства благотворителей монастыря московских дворян-купцов братьев Куманиных и Шестовых по проекту архитектора Осипа Бове. 13 сентября 1838 г. главный придел храма был освящен митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым), ныне причисленному к лику святых. В том же году были освящены два придела: во имя Алексия, человека Божия (южный), и в честь Зачатия святою праведною Анною Пресвятой Богородицы (северный). Храм вмещает до трех тысяч человек.
Троицкий собор выдержан в стиле позднего русского классицизма. Объемная композиция сооружения отличается величественной монументальностью. Мощный приземистый четверик, близкий в плане к квадрату, увенчан сферическим куполом на широком цилиндрическом световом барабане. Восемь окон барабана декорированы наличниками в виде двухколонных портиков. Глухой барабан над куполом служил основанием для шлемовидной главки с восьмиконечным крестом. Медные крест и глава храма были вызолочены через огонь (этот способ золочения позволял золоту прочно соединиться с покрываемым металлом; обычно такая позолота держится более ста лет), круглый купол над серединой храма покрыт красной листовой медью.
С востока к четверику основного объема примыкала полуциркульная апсида, на которой написано изображение Пресвятой Троицы полуиконным письмом с золотом, повторяющее прославленный образ преподобного Андрея Рублева. С запада, севера и юга одномаршевые гранитные лестницы вели к портикам, украшенным массивными белокаменными колоннами дорического ордера. В решении объемно-пространственной композиции Троицкого собора была предусмотрена его двоякая роль в общей объемно-планировочной структуре монастыря: приземистый объем четверика с его гладкими, декорированными дорическими портиками фасадами по пропорциям и художественному образу оказался согласованным с габаритами, пропорциями и обликом Настоятельского и Больничного корпусов. И в то же время, вертикальное завершение его объема в виде высоко поднятого на круглом барабане купола с фонариком, поддерживающим главку, явилось новой вертикальной доминантой в силуэте монастыря, уравновешивающей вознесенный кверху объем храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и колокольни над Святыми вратами. Благодаря нерасчлененной поверхности стен и единообразию архитектурных деталей внешний вид храма производил строгое, цельное впечатление. При строгой классической ясности объемного решения и лаконичности декоративного убранства фасада собор отличался великолепием и роскошью интерьеров, богатством внутренней отделки и церковной утвари.
В подклете Троицкого собора были погребены благотворители обители. В советские годы эти семейные усыпальницы, как и весь некрополь Данилова монастыря, подверглись варварскому разорению.
Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе
Строительство Даниловского монастыря началось с возведения деревянного храма во имя небесного покровителя князя – преподобного Даниила Столпника.
Для обеспечения ежедневных нужд обители около нее было размещено несколько крестьянских дворов, из которых впоследствии образовалась Даниловская слобода. Сам князь Даниил в конце своей жизни принял монашеский постриг в устроенном им монастыре, и здесь же был погребен в 1303 году. Могила его прославилась многими чудесами и исцелениями.
В 1330 году, после строительства в Кремле церкви Спаса Преображения, князь Иван Калита переселил к ней иноков Данилова монастыря. С уходом большинства монахов монастырь стал чахнуть, наступила пора забвения и запустения. Храм Даниила Столпника, ранее принадлежавший монастырю, стал приходским. Вокруг него образовалось сельское кладбище. Предание повествует о чудесном явлении похороненного здесь Даниила Александровича (его могила была потеряна) Ивану IV Грозному, после чего монастырь был восстановлен в 1560 г., но не на своём прежнем месте, а в 500 м. севернее. На древнем кладбище в это время находилась деревянная приходская церковь. В 1699 году на месте обветшавшей церкви преподобного Даниила Столпника на средства прихожанина Федора Васильева был сооружён новый храм – предшественник существующего. Его фундамент, найденный во время археологических раскопок 1989 года, сохранился в подклете ныне существующей церкви.
В 1722 году в храме уже не значился престол святого Даниила Столпника, а главный престол был освящен в честь праздника Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресения Словущего). Данное название содержало в себе идею торжества обновления святых мест, почитаемых христианами. Три остальных придела были освящены в честь святителя Николая Чудотворца, пророка Илии и святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Существующий храм сооружён в 1834–1837 годах на средства состоятельного местного жителя, владельца Даниловской мануфактуры, почётного гражданина Москвы Ивана Назарьевича Рыбникова.
Церковь Воскресения Словущего построена архитектором Ф. М. Шестаковым и выдержана в стилистике позднего ампира: массивный куб основного храма, украшенный с севера и с юга шестиколонными ионическими портиками с фронтонами, увенчанный куполом со световой ротондой, продолжается на запад крупной трапезной и трёхъярусной колокольней над главным входом. Помимо трёх приделов из старой церкви, в трапезной был добавлен четвёртый – во имя святителя Иоанна Златоуста. С юго-запада от храма сохранился небольшой одноэтажный дом причта.
Храм был освящен в 1837 году. В соответствии с резолюцией святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, от 12 июня 1845 года на церковной земле потомственными гражданами Николаем и Павлом Рыбниковыми были устроены женская богадельня на двенадцать человек и церковно-приходская школа. В 1872 году по инициативе настоятеля храма священника Василия Смирнова и по благословению святителя Филарета, храм был утеплен посредством устроения в его подвале духовых печей. После Октябрьской революции 1917 года Воскресенский храм продолжал действовать, сюда перешли оставшиеся на свободе монахи Даниловского монастыря после его закрытия в 1930 году. Сюда же была перенесена рака с мощами преподобного Даниила Московского. Но в 1932 году богослужения прекратились и здесь. Большинство служивших священнослужителей были арестованы и подверглись репрессиям, многие расстреляны. Двое из них – архимандрит Серафим (Щёлоков) и игумен Сергий (Чернов) впоследствии прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви. Закрытие самого храма последовало в 1933 г. Утварь была разграблена, пропали святые мощи преподобного Даниила. В дальнейшем здание занимали различные производственные учреждения, дольше всего – Московское объединение по выпуску зонтов. Интерьеры церкви оказались полностью уничтожены, снаружи утрачены главы с крестами. Воскресенский храм вновь стал действующим лишь в 1989 году, когда малым чином был освящен придел во имя святителя Николая. К моменту передачи храма в 1988 г. более половины фресок не подлежали восстановлению или были уничтожены. Заботами многолетнего настоятеля протоиерея Геннадия Бороздина после продолжительных реставрационных работ, завершённых в 1998 году, церкви был возвращён исторический облик: восстановлены завершения, разобраны поздние перегородки и перекрытия, воссозданы росписи и ампирный иконостас.