"Старые стены Оренбурга: об истории строительства г.Оренбурга"
Сложность маршрута: Однодневная экскурсия
Тип маршрута: Комбинированный
Сезонность: Круглогодичный
4 часа
10 км
Описание маршрута
Оренбург строился он как город-крепость, как опорный пункт линий крепостей по Яику, Самаре и Сакмаре, охранявших юго-восточную границу России; одновременно город должен был служить центром хозяйственно-экономического общения с народами Востока, что, в первую очередь, предполагало торговлю. Поэтому город носил и военный, и торговый характер: тут и казармы, и артиллерийский двор, и пороховые погреба, и военные учреждения, гостиный и меновой дворы, таможня. Эти особенности отразились и в названиях улиц
Город и крепость строились одновременно. Крепостная ограда — земляной вал — в плане представлял собой овал с выступающими из него десятью бастионами и двумя полубастионами. Вал начинался на набережной, там где сейчас установлено орудие как памятник обороны Оренбурга во время гражданской войны. Отсюда он шел по направлению к улице Бурзянцева, оставляя перекресток с улицей Максима Горького вне крепости, и дальше по улице Бурзянцева и ее геометрическому продолжению до стадиона «Динамо», пересекая Хлебный переулок у дома 2 и улицу Володарского у перекрестка с улицей 9-го Января. Затем вал шел севернее улицы Володарского до Комсомольской, откуда, меняя направление на восточное, затем на юго-восточное, проходил севернее Лечебного переулка на улицу Студенческую, через территорию сельскохозяйственной академии и, постепенно поворачивая на юг, оканчивался у водоканала. Таковы были пределы города при закладке, эта же территория называлась собственно городом вплоть до упразднения крепости в 1862 году.
Расположение маршрута
В городской среде
Целевая аудитория маршрута
Учащиеся образовательных организаций области
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти
Цели и задачи маршрута
Знакомство историей г.Оренбурга
-сформировать представление о старых очертаниях Оренбургской крепости; -воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к истории города - развитие устойчивого интереса к истории и краеведению
Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Образовательные задачи маршрута
-сформировать представление о старых очертаниях Оренбургской крепости;
-воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к истории города
- развитие устойчивого интереса к истории и краеведению
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
1. "Оренбург" В.М. Войнов, В.В. Дорофеев, Ю.П. Злобин, Ю.С. Зобов, Р.К. Кузахметов, В.Т. Лукьянов, Н. И. Сайгин, В.Л. Савельзон, Л.И. Футорянкий
2. "Оренбург" справочник-путеводитель, А.Я. Борисов
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
Образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС – история, краеведение 5-11 классов), в рамках курса внеурочной деятельности "Моё Оренбуржье"
Описание пути следования по маршруту
Маршрут "Старые стены Оренбурга: об истории строительства г.Оренбурга" позволит гостям города погрузиться в атмосферу прошлого и познакомиться с историей его становления. Путешествие начинается у памятника П.И.Рычкову, знакового исторического деятеля, на Парковом проспекте. Затем группа направится к Архитектурному комплексу «Караван-Сарай», где узнает о том, каким образом эти стены стали символом Оренбурга.
Далее экскурсия приведет участников к памятнику В.А.Перовскому, на перекрестке ул.Постникова и Паркового проспекта, чтобы рассказать о его вкладе в развитие города. Следующая остановка - стела «Оренбург 1743», на пересечении улицы Чичерина и Горького, где будет представлена информация о создании этого удивительного места.
Далее участники посетят Музей истории г.Оренбурга на Набережной, чтобы более подробно изучить историю старых стен и понять, как они влияли на развитие города. Прогулка по пешеходному мосту через реку Урал подарит необычные виды на город, а посещение дома П.И.Рычкова на улице Советской позволит окунуться в атмосферу прошлого.
Маршрут завершается у памятника В.А.Перовскому, где гости смогут подвести итоги своего путешествия и понять, как важно сохранять историю города для будущих поколений. Каждая остановка этой экскурсии поможет участникам узнать что-то новое и захватывающее о старых стенах Оренбурга и о том, какими они были важны для его жителей.
Программа маршрута
9:00 - Начало экскурсии. Сбор у Памятника П.И.Рычкову (Парковый пр-т, 6)
9:15 - Архитектурный комплекс «Караван-Сарай» (Парковый проспект, 6/1)
9:30 - Памятник В.А.Перовскому (перекресток ул.Постникова и Паркового проспекта)
9:45 - Стела «Оренбург 1743» (пресечение ул.Чичерина и М.Горького)
10:00 - Музей истории г.Оренбурга (ул. Набережная, 29)
10:30 - Пешеходный мост через р.Урал
11:00 - Дом П.И.Рычкова (ул. Советская, 4)
11:30 - Памятник В.А.Перовскому (перекресток ул.Постникова и Паркового проспекта)
13:00 - Окончание экскурсии.
Крупные населенные пункты маршрута
и ключевые объекты маршрута
Памятник П.И.Рычкову (Парковый пр-т, 6) - Архитектурный комплекс «Караван-Сарай» (Парковый проспект, 6/1) – памятник В.А.Перовскому (перекресток ул.Постникова и Паркового проспекта) – стела «Оренбург 1743» (пресечение ул.Чичерина и М.Горького) – Музей истории г.Оренбурга (ул. Набережная, 29) – пешеходный мост через р.Урал – Дом П.И.Рычкова (ул. Советская, 4) – памятник В.А.Перовскому (перекресток ул.Постникова и Паркового проспекта)
Дополнительная информация и (или) условия
Оренбург строился как город-крепость, как опорный пункт линий крепостей по Яику, Самаре и Сакмаре, охранявших юго-восточную границу России. Одновременно город должен был служить центром хозяйственно-экономического общения с народами Востока. Поэтому город носил и военный, и торговый характер: тут и казармы, и артиллерийский двор, и пороховые погреба, и военные учреждения, гостиный и меновой дворы, таможня. Эти особенности отразились и в названиях улиц.
Город и крепость строились одновременно.
Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов: Доступен для детей с ОВЗ различных нозологий в составе смешанных групп (при сопровождении ассистентом или тьютором) - при отсутствии противопоказаний средней физической нагрузки.
Способ передвижения: автобус/пешком, смешанный.