Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»
«Один день из жизни метеоролога»
Направление: естественно-научное, профориентационное.
Формат: интерактивная экскурсия.
Регламент:
Проезд к объекту посещения – 2 часа;
Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа;
Проезд обратно – 2 часа.
1. Пояснительная записка:
Программа экскурсии, включающая в себя посещение музеев-заповедников, усадеб, архитектурных памятников русского исторического наследия, рассчитана на развитие культурного и эстетического сознания через освоение художественного пространства России, в частности, Московской области.
Программа экскурсии для обучающихся средних и старших классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе Примерной программы основного общего образования для 5-9 классов образовательных учреждений.
Особенности программы «Один день из жизни метеоролога» — ее интегративность, как по отдельным темам, так и по межпредметным связям, что даёт возможность блочно преподнести важную информацию, делая более легким восприятие и усвоение материала обучающимися.
Программа экскурсии по музею-заповеднику А.П. Чехова «Мелихово» нацелена на расширение культурно-исторического кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, формирование у обучающихся чувства патриотизма.
2. Наименование и адрес объектов:
Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»
Московская область, городской округ Чехов, село Мелихово, территория «Музея-заповедника А.П. Чехова».
Ожидаемый результат:
При реализации программы экскурсии «Один день из жизни метеоролога» у обучающихся будут сформированы следующие УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; способность испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с русским искусством и культурой, при контакте с окружающей природой; осознание эстетических предпочтений и ориентация на искусство как значимой части человеческой жизни.
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий, определять и формулировать цель программы с помощью экскурсовода.
Познавательные: способность ориентироваться в пространстве музея; устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного; представлять логику развития культурного наследия Подмосковья.
Коммуникативные: способность задавать вопросы; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Предметные результаты:
По результатам освоения программы учащийся сможет использовать приёмы исторического анализа: устанавливать связь литературных явлений, сопоставлять их с жизнедеятельностью писателя в рамках творческого процесса. Учащийся будет знать смысл терминов и понятий, «метеоприбор», «статистика», « метеорология»
3. Описание экскурсии:
На пути следования к объекту посещения участники узнают об истории возникновения Московской области, этапах ее развития, современной специфике, объектах культурного значения, расположенных в ее границах.
Обучающиеся смогут начать знакомство с музеем, особенностями его географического положения, с историей его развития и становления.
Посетив программу, обучающиеся узнают, что такое метеорология, когда и для каких целей в России начали вести наблюдения за погодой, как Чехов захотел стать метеорологом, и почему сегодня в Мелихове появился метеопост. Участники смогут узнать о малоизвестных фактах жизни и творчества А.П. Чехова.
Посетят главный дом чеховской усадьбы, заглянут в сад и огород, узнают, какое место метеорология занимала в жизни писателя Чехова и его семьи, увидят метеоприборы, с помощью которых в Мелихове наблюдали за погодой в 19 веке. Затем школьники побывают на современной метеоплощадке, познакомятся с устройством и назначением метеоприборов, разберутся в принципах их работы. Узнают, сколько термометров нужно для измерения температуры, как правильно собрать и измерить дождь и снег, с помощью какой «доски» можно измерить силу ветра и многое другое. Научатся снимать показания с метеоприборов, заполнят метеорологические бланки и узнают, откуда в смартфоне берется прогноз погоды.
На обратном пути школьникам будет предложена викторина по итогам посещения экскурсии – блоки вопросов по истории Московской области и объекту посещения. Вопросы направлены на закрепление полученных знаний, составленные по принципу, предполагающему дискуссию, обращению к собственным записям, фотографиям. Данная практика позволит закрепить полученные в рамках экскурсии знания и настроит работу долговременной памяти.
4. Описание объектов посещения:
Усадьба А.П. Чехова;
Экспозиция мелиховской школы;
Площадка «Метеопост «Мелихово».
5. Материально-техническое оснащение:
Помимо экспозиционных интерактивных экспонатов (в том числе метеорологических) в музее присутствуют интерактивные панели, светодиодные экраны, звуковые системы.
6. Привязка к ФГОС:
Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний:
• 7 класс основного общего образования, предмет «Литература», темы: «Творчество писателей 2-ой половины 19 века» (в т.ч. изучение произведений А.П. Чехова);
• 7 класс основного общего образования, предмет «География», темы: «Атмосфера»; «Погода»;
• 7 класс основного общего образования, предмет «Физика», темы: «Физические величины. Измерение физических величин», «Вес воздуха. Атмосферное давление», «Влажность воздуха и её измерение»;
7. Описание интерактивной формы подачи материала:
• Деятельное изучение метеорологических приборов, самостоятельные опыты;
• Просмотр видеороликов, совместный анализ и обсуждение увиденного материала;
• Викторина.
8. Путевая информация:
На пути следования к объекту посещения:
Московская область - один из наиболее индустриальных регионов Центральной России с развитым сельскохозяйственным производством, высоким научным потенциалом. Подмосковье известно как место, где в памятниках истории, культуры и искусства сохраняются исконные традиции русского народа. Московская область тесно связана с важнейшими событиями истории России: это и Куликовская битва 1380 года, и феодальная война московских князей середины XV века. и события петровского времени, и отечественная война 1812 года, и имена известных русских военных и политических деятелей, таких как Сергий Радонежский, Минин и Пожарский, Кутузов. На рубеже XX века Московская область (или как она называлась тогда - Московская губерния) занимала 29,2 тысячи кв.верст и состояла из 13 уездов. По переписи 1897 года в Московской губернии проживало 2,4 миллиона человек, в том числе 1,1 миллиона - в городах. В промышленном отношении губерния была одной из важнейших областей империи. В ХVIII-ХIХ вв. зародились многие художественные промыслы. Всемирную славу получила деревянная игрушка богородских и кудринских резчиков, лаковая миниатюрная роспись села Федоскино, Гжельский фарфор, декоративные металлические подносы села Жостово, а также произведения мастеров- ювелиров, изделия резчиков по кости и превосходные образцы кружевоплетения и вышивки.
Сегодня Московская область — это 46 тысяч квадратных километров земли, ее территория больше таких европейских государств, как Бельгия, Швейцария, Нидерланды. Население Подмосковья - более 6,6 миллиона человек. По числу жителей Московская область превосходит Норвегию, Финляндию, Данию.
Подмосковье бережно хранит память о выдающихся деятелях русской культуры. Здесь черпали творческое вдохновение многие художники слова, чародеи музыки, мастера кисти и резца. На земле Московской жили и творили Пушкин и Лермонтов, Герцен и Чехов, Лев Толстой и Горький, Чайковский, Поленов и Васнецов... И сегодня это обетованный край писателей, художников, композиторов.
Московская область — один из лидеров России по количеству культурных памятников. Их здесь более 6000. В области находятся древние города, храмы и действующие монастыри, старинные усадьбы, бережно хранящие секреты своих предков, сотни музеев. Многие из них являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.
Каждый «район» Московской области, а их всего 64, неповторим с точки зрения уникальности мест представляющих историческую и культурную ценность достопримечательностей. Например, в Волоколамском районе - это Кремль c строениями 14-15 веков и Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, в Истринском районе - Новоиерусалимский монастырь, в Луховицком районе - Казанская церковь (1754 год), Церковь Рождества Богородицы (XVII век), Троицкая церковь (XVI век), в Подольском районе - Церковь Знамения Святой Богородицы.
Богат церквями Рузский район Подмосковья. На его территории находятся Церковь Святого Димитрия Солунского, Воскресенский собор, Борисо-Глебская церковь, Покровская церковь, Преображенская церковь.
В Дмитровском районе не менее 200 объектов исторического наследия, из них Николо-Пешношский монастырь и Медведева пустынь, усадьбы Ольгово, Никольское-Обольяниново, Горки, Даниловское, Удино, Храброво, дом Васнецова. В районе большое количество преклонных церквей. К древнейшим (кроме Успенского собора в Дмитрове и храмов монастырских комплексов) относятся Никольская, Успенская и Покровская (1720-е) церкви.
В Подмосковье более 300 исторических усадеб, множество монастырей, не менее 2000 великолепных церквей (самые известные и давние - белокаменная Никольская церковь в поселке Каменское Наро-Фоминского района(XIV век), Успенский собор в городке Звенигород(15 век)).
В Московской области 22 древних исторических города, каждый из которых неповторим своим обликом и исключительно уникален своими достопримечательностями. Такие старинные города как Дмитров, Сергиев Посад, Коломна, Серпухов, Можайск, Волоколамск, Клин, Звенигород принадлежат к туристским центрам России.
В Подмосковье масса выставочных залов и картинных галерей, более 70 музеев, наиболее известными из которых значатся: музей-усадьба "Архангельское" (Красногорский район), музей А. П. Чехова "Мелихово" (Чеховский район), музей "Абрамцево" (Сергиево-Посадский район), Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический заповедник (Можайский район).
Сегодня мы отправляемся в музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово» на программу «Один день из жизни метеоролога». Экскурсия проводится по образовательной площадке «Метеопост «Мелихово»», которая размещается на территории пришкольного участка Мелиховской школы. Эта школа была построена в 1899 г. по инициативе сестры А.П. Чехова Марии Павловны и при участии самого Антона Павловича. Площадка «Метеопост «Мелихово»» представляет собой интерактивную экспозицию, соединяющую на одной территории действующую современную автоматическую метеостанцию, реконструкцию метеопоста XX века и набор приборов конца XIX века для наблюдения за погодой.
Мы узнаем о такой малоизвестной широкой публике стороне общественной деятельности А.П. Чехова, как работа по сбору статистических сельскохозяйственных сведений и метеорологические наблюдения для Отдела сельской экономии и сельскохозяйственной статистики Министерства Земледелия и Государственных имуществ, постоянным корреспондентом которого Чехов являлся, по-видимому, не менее 6 лет (не позднее 1894 г. – 1899 г. включительно). После переезда писателя в Ялту метеорологические сведения продолжила собирать учительница мелиховской школы М.Ф. Терентьева.
Сегодня мы узнаем, что такое метеорология, когда и для каких целей в России начали вести наблюдения за погодой, как Чехов захотел стать метеорологом, и почему сегодня в Мелихове появился метеопост. Познакомимся с малоивестными фактами жизни и творчества А.П. Чехова.
Мы посетим главный дом чеховской усадьбы, заглянем в сад и огород, узнаем, какое место метеорология занимала в жизни писателя Чехова и его семьи, увидим метеоприборы, с помощью которых в Мелихове наблюдали за погодой в 19 веке. Затем побываем на современной метеоплощадке, познакомимся с устройством и назначением метеоприборов, разберемся в принципах их работы. Узнаем, сколько термометров нужно для измерения температуры, как правильно собрать и измерить дождь и снег, с помощью какой «доски» можно измерить силу ветра и многое другое. Научимся снимать показания с метеоприборов, заполним метеорологические бланки и узнаем, откуда в смартфоне берется прогноз погоды.
На обратном пути будет проведена викторина по той информации, которую вы получите сегодня на экскурсии. Так что хорошенько всё запоминайте, записывайте, фотографируйте, готовьтесь спрашивать и отвечать.
На обратном пути:
Викторина:
• Блок вопросов, посвященных истории России и Московской области:
1) Как раньше называлась Московская область? (Московская губерния).
2) Сколько всего «районов» в Московской области? (64).
3) Что такое метеопост? (Пост ведения метеонаблюдений).
• Блок вопросов, посвященных экспозиции музея:
1) Из чего состоит метеорологический набор? (Термометр, психометр, барометр, анемометр, осадкометр, флюгер).
2) Расскажите, для чего нужен психометр и анемометр. ( Прибор для измерения влажности воздуха и его температуры. Анемометр в метеорологии применяется для измерения скорости ветра).
3) Для чего устанавливают флюгер? (Для определения направления ветра).
4) Чем занимается метеорология? (Научно-прикладная область знания о строении и свойствах земной атмосферы и совершающихся в ней физико-химических процессах).
5) Какие рассказы о природе Чеховы Вы знаете? («Степь», «День за городом», «В родном углу»).
6) Какие произведения написаны Чеховым в Мелихове? («Чайка», «Палата №6», «Дом с мезонином», «Человек в футляре»).
7) В каком веке жил Чехов? (В 19 веке).
9. Заключительная часть:
Экскурсионная программа способствует развитию интереса у школьников к фундаментальной науке, её развитии и поддержании. Воспитывает чувство патриотизма и гордости за страну, способствует осознанию своего места и роли в современном обществе. Уникальная площадка, где слились воедино образование, наука, и литература, и искусство, создает условия для воспитания молодого поколения, ориентированного на наукоемкие отрасли современной России.