Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Круглогодичный

1 день 0 часов 3 км
Описание маршрута
Программа экскурсии, включающая в себя посещение музеев-заповедников, усадеб, архитектурных памятников русского исторического наследия, рассчитана на развитие культурного и эстетического сознания через освоение художественного пространства России, в частности, Московской области. Программа экскурсии для обучающихся средних и старших классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе Примерной программы основного общего образования для 5-9 классов образовательных учреждений. Особенности программы «Один день из жизни метеоролога» — ее интегративность, как по отдельным темам, так и по межпредметным связям, что даёт возможность блочно преподнести важную информацию, делая более легким восприятие и усвоение материала обучающимися. Программа экскурсии по музею-заповеднику А.П. Чехова «Мелихово» нацелена на расширение культурно-исторического кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, формирование у обучающихся чувства патриотизма.
/upload/iblock/0d4/vn86osxt0ucfdpyuhxrvccd0n2mmu0jm.jpeg
/upload/iblock/10e/gdswxneh4t6ntpqw9e1snezd31istoz9.jpg
/upload/iblock/f6c/f30j36cgxp3t5ky4skap9jo9a6jyn8en.jpeg
/upload/iblock/6e1/vnlk0yhj7jxg6t9wep83acr9azu73b13.jpg
/upload/iblock/63a/ak2pjhhfe0zuh3rgztowbyje31592xnm.jpg
/upload/iblock/cd8/j0k8yvfycc1g2qiutb6fjna6mvfpfsvh.jpg
/upload/iblock/8f1/uad72f1ctwhhk4jp5hebvsno0tz2dms9.jpg
/upload/iblock/daa/kud0162z271fycx28uz0xcqavazj0cim.jpeg
/upload/iblock/49a/jr42tuq7f6bpp2mv8sm2vgszcjhxgftf.jpg
/upload/iblock/fb5/4r44j2c9m481ig9m1s71s6coi6tk8lbg.jpg
/upload/iblock/e1f/fb2dpfsujwd3isvgcq65gmew1a8u4fo2.jpg
/upload/iblock/f4b/00i5c7enll0nq1bi5b3opgztfof36z7t.jpg
/upload/iblock/d3c/fb9innhisob4atklrwpsp96relbimbs8.jpg
/upload/iblock/0d4/vn86osxt0ucfdpyuhxrvccd0n2mmu0jm.jpeg
/upload/iblock/10e/gdswxneh4t6ntpqw9e1snezd31istoz9.jpg
/upload/iblock/f6c/f30j36cgxp3t5ky4skap9jo9a6jyn8en.jpeg
/upload/iblock/6e1/vnlk0yhj7jxg6t9wep83acr9azu73b13.jpg
/upload/iblock/63a/ak2pjhhfe0zuh3rgztowbyje31592xnm.jpg
/upload/iblock/cd8/j0k8yvfycc1g2qiutb6fjna6mvfpfsvh.jpg
/upload/iblock/8f1/uad72f1ctwhhk4jp5hebvsno0tz2dms9.jpg
/upload/iblock/daa/kud0162z271fycx28uz0xcqavazj0cim.jpeg
/upload/iblock/49a/jr42tuq7f6bpp2mv8sm2vgszcjhxgftf.jpg
/upload/iblock/fb5/4r44j2c9m481ig9m1s71s6coi6tk8lbg.jpg
/upload/iblock/e1f/fb2dpfsujwd3isvgcq65gmew1a8u4fo2.jpg
/upload/iblock/f4b/00i5c7enll0nq1bi5b3opgztfof36z7t.jpg
/upload/iblock/d3c/fb9innhisob4atklrwpsp96relbimbs8.jpg
Расположение маршрута
В сельской местности и природной среде
Целевая аудитория маршрута
Обучающиеся образовательных организации 5-9 классы
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Цель: Формирование представления о культурно-историческом наследии усадьбы «Мелихово», создание условий для усвоения новых знаний по программе «Один день из жизни метеоролога», обобщение изученного материала по темам: «Температура воздуха на разных широтах», «Атмосфера», «Оптические явления в атмосфере», «Вес воздуха. Атмосферное давление», «Влажность воздуха и её измерение», «Творческая лаборатория А.П. Чехова».

Задачи: Образовательная: расширить понятийную базу по учебным предметам, за счёт включения в неё новых элементов; Развивающая: сформировать бережное и внимательное отношение к окружающей природе; повысить интерес к культурно-историческому процессу; сформировать мотивацию к дальнейшему изучению химии, географии, истории, литературы, художественной культуры; развить память и внимание. Воспитательная: развить духовность и эстетический вкус путем соприкосновения с памятниками, реликвиями, коллекциями, составляющими наследие истории и культуры России. Развить внимательное и толерантное отношение к представителям всех профессий.

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Посещение музеев
Образовательные задачи маршрута
Задачи: Образовательная: расширить понятийную базу по учебным предметам, за счёт включения в неё новых элементов; Развивающая: сформировать бережное и внимательное отношение к окружающей природе; повысить интерес к культурно-историческому процессу; сформировать мотивацию к дальнейшему изучению химии, географии, истории, литературы, художественной культуры; развить память и внимание. Воспитательная: развить духовность и эстетический вкус путем соприкосновения с памятниками, реликвиями, коллекциями, составляющими наследие истории и культуры России. Развить внимательное и толерантное отношение к представителям всех профессий.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
Ссылки на литературу: 1. Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А. Лобжанидзе, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с. 2. Марон А.Е. Физика. Сборник вопросов и задач. 7 – 9 класс.: учеб. пособие для общеобразоват. Учреждений/ А.Е. Марон, С.В. Позойский. – М.: Дрофа, 2013. – 270 с. 3. Камерилова Г.С. Георгафия («Моя Россия»). Человек и природа. 8 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Баласс, 2013. – 320с. 4. Прокин А. М., Соловьёв Ю. Ф., Макаров А. В. По родным местам: (Серпухов—Чехов—Мелихово) / Худож. А. Кузнецов. — М.: Московский рабочий, 1967. — 200 с. — 30 000 экз. 5. Авдеев Ю. К. В чеховском Мелихове. М.: Мелихово, 2004.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний: • 7 класс основного общего образования, предмет «Литература», темы: «Творчество писателей 2-ой половины 19 века» (в т.ч. изучение произведений А.П. Чехова); • 7 класс основного общего образования, предмет «География», темы: «Атмосфера»; «Погода»; • 7 класс основного общего образования, предмет «Физика», темы: «Физические величины. Измерение физических величин», «Вес воздуха. Атмосферное давление», «Влажность воздуха и её измерение»;
Описание пути следования по маршруту
Проезд к объекту посещения – 2 часа. Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа. Проезд обратно – 2 часа.
Программа маршрута
Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово» «Один день из жизни метеоролога» Направление: естественно-научное, профориентационное. Формат: интерактивная экскурсия. Регламент: Проезд к объекту посещения – 2 часа; Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа; Проезд обратно – 2 часа. 1. Пояснительная записка: Программа экскурсии, включающая в себя посещение музеев-заповедников, усадеб, архитектурных памятников русского исторического наследия, рассчитана на развитие культурного и эстетического сознания через освоение художественного пространства России, в частности, Московской области. Программа экскурсии для обучающихся средних и старших классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе Примерной программы основного общего образования для 5-9 классов образовательных учреждений. Особенности программы «Один день из жизни метеоролога» — ее интегративность, как по отдельным темам, так и по межпредметным связям, что даёт возможность блочно преподнести важную информацию, делая более легким восприятие и усвоение материала обучающимися. Программа экскурсии по музею-заповеднику А.П. Чехова «Мелихово» нацелена на расширение культурно-исторического кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, формирование у обучающихся чувства патриотизма. 2. Наименование и адрес объектов: Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово» Московская область, городской округ Чехов, село Мелихово, территория «Музея-заповедника А.П. Чехова». Ожидаемый результат: При реализации программы экскурсии «Один день из жизни метеоролога» у обучающихся будут сформированы следующие УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; способность испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с русским искусством и культурой, при контакте с окружающей природой; осознание эстетических предпочтений и ориентация на искусство как значимой части человеческой жизни. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий, определять и формулировать цель программы с помощью экскурсовода. Познавательные: способность ориентироваться в пространстве музея; устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного; представлять логику развития культурного наследия Подмосковья. Коммуникативные: способность задавать вопросы; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов. Предметные результаты: По результатам освоения программы учащийся сможет использовать приёмы исторического анализа: устанавливать связь литературных явлений, сопоставлять их с жизнедеятельностью писателя в рамках творческого процесса. Учащийся будет знать смысл терминов и понятий, «метеоприбор», «статистика», « метеорология» 3. Описание экскурсии: На пути следования к объекту посещения участники узнают об истории возникновения Московской области, этапах ее развития, современной специфике, объектах культурного значения, расположенных в ее границах. Обучающиеся смогут начать знакомство с музеем, особенностями его географического положения, с историей его развития и становления. Посетив программу, обучающиеся узнают, что такое метеорология, когда и для каких целей в России начали вести наблюдения за погодой, как Чехов захотел стать метеорологом, и почему сегодня в Мелихове появился метеопост. Участники смогут узнать о малоизвестных фактах жизни и творчества А.П. Чехова. Посетят главный дом чеховской усадьбы, заглянут в сад и огород, узнают, какое место метеорология занимала в жизни писателя Чехова и его семьи, увидят метеоприборы, с помощью которых в Мелихове наблюдали за погодой в 19 веке. Затем школьники побывают на современной метеоплощадке, познакомятся с устройством и назначением метеоприборов, разберутся в принципах их работы. Узнают, сколько термометров нужно для измерения температуры, как правильно собрать и измерить дождь и снег, с помощью какой «доски» можно измерить силу ветра и многое другое. Научатся снимать показания с метеоприборов, заполнят метеорологические бланки и узнают, откуда в смартфоне берется прогноз погоды. На обратном пути школьникам будет предложена викторина по итогам посещения экскурсии – блоки вопросов по истории Московской области и объекту посещения. Вопросы направлены на закрепление полученных знаний, составленные по принципу, предполагающему дискуссию, обращению к собственным записям, фотографиям. Данная практика позволит закрепить полученные в рамках экскурсии знания и настроит работу долговременной памяти. 4. Описание объектов посещения: Усадьба А.П. Чехова; Экспозиция мелиховской школы; Площадка «Метеопост «Мелихово». 5. Материально-техническое оснащение: Помимо экспозиционных интерактивных экспонатов (в том числе метеорологических) в музее присутствуют интерактивные панели, светодиодные экраны, звуковые системы. 6. Привязка к ФГОС: Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний: • 7 класс основного общего образования, предмет «Литература», темы: «Творчество писателей 2-ой половины 19 века» (в т.ч. изучение произведений А.П. Чехова); • 7 класс основного общего образования, предмет «География», темы: «Атмосфера»; «Погода»; • 7 класс основного общего образования, предмет «Физика», темы: «Физические величины. Измерение физических величин», «Вес воздуха. Атмосферное давление», «Влажность воздуха и её измерение»; 7. Описание интерактивной формы подачи материала: • Деятельное изучение метеорологических приборов, самостоятельные опыты; • Просмотр видеороликов, совместный анализ и обсуждение увиденного материала; • Викторина. 8. Путевая информация: На пути следования к объекту посещения: Московская область - один из наиболее индустриальных регионов Центральной России с развитым сельскохозяйственным производством, высоким научным потенциалом. Подмосковье известно как место, где в памятниках истории, культуры и искусства сохраняются исконные традиции русского народа. Московская область тесно связана с важнейшими событиями истории России: это и Куликовская битва 1380 года, и феодальная война московских князей середины XV века. и события петровского времени, и отечественная война 1812 года, и имена известных русских военных и политических деятелей, таких как Сергий Радонежский, Минин и Пожарский, Кутузов. На рубеже XX века Московская область (или как она называлась тогда - Московская губерния) занимала 29,2 тысячи кв.верст и состояла из 13 уездов. По переписи 1897 года в Московской губернии проживало 2,4 миллиона человек, в том числе 1,1 миллиона - в городах. В промышленном отношении губерния была одной из важнейших областей империи. В ХVIII-ХIХ вв. зародились многие художественные промыслы. Всемирную славу получила деревянная игрушка богородских и кудринских резчиков, лаковая миниатюрная роспись села Федоскино, Гжельский фарфор, декоративные металлические подносы села Жостово, а также произведения мастеров- ювелиров, изделия резчиков по кости и превосходные образцы кружевоплетения и вышивки. Сегодня Московская область — это 46 тысяч квадратных километров земли, ее территория больше таких европейских государств, как Бельгия, Швейцария, Нидерланды. Население Подмосковья - более 6,6 миллиона человек. По числу жителей Московская область превосходит Норвегию, Финляндию, Данию. Подмосковье бережно хранит память о выдающихся деятелях русской культуры. Здесь черпали творческое вдохновение многие художники слова, чародеи музыки, мастера кисти и резца. На земле Московской жили и творили Пушкин и Лермонтов, Герцен и Чехов, Лев Толстой и Горький, Чайковский, Поленов и Васнецов... И сегодня это обетованный край писателей, художников, композиторов. Московская область — один из лидеров России по количеству культурных памятников. Их здесь более 6000. В области находятся древние города, храмы и действующие монастыри, старинные усадьбы, бережно хранящие секреты своих предков, сотни музеев. Многие из них являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО. Каждый «район» Московской области, а их всего 64, неповторим с точки зрения уникальности мест представляющих историческую и культурную ценность достопримечательностей. Например, в Волоколамском районе - это Кремль c строениями 14-15 веков и Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, в Истринском районе - Новоиерусалимский монастырь, в Луховицком районе - Казанская церковь (1754 год), Церковь Рождества Богородицы (XVII век), Троицкая церковь (XVI век), в Подольском районе - Церковь Знамения Святой Богородицы. Богат церквями Рузский район Подмосковья. На его территории находятся Церковь Святого Димитрия Солунского, Воскресенский собор, Борисо-Глебская церковь, Покровская церковь, Преображенская церковь. В Дмитровском районе не менее 200 объектов исторического наследия, из них Николо-Пешношский монастырь и Медведева пустынь, усадьбы Ольгово, Никольское-Обольяниново, Горки, Даниловское, Удино, Храброво, дом Васнецова. В районе большое количество преклонных церквей. К древнейшим (кроме Успенского собора в Дмитрове и храмов монастырских комплексов) относятся Никольская, Успенская и Покровская (1720-е) церкви. В Подмосковье более 300 исторических усадеб, множество монастырей, не менее 2000 великолепных церквей (самые известные и давние - белокаменная Никольская церковь в поселке Каменское Наро-Фоминского района(XIV век), Успенский собор в городке Звенигород(15 век)). В Московской области 22 древних исторических города, каждый из которых неповторим своим обликом и исключительно уникален своими достопримечательностями. Такие старинные города как Дмитров, Сергиев Посад, Коломна, Серпухов, Можайск, Волоколамск, Клин, Звенигород принадлежат к туристским центрам России. В Подмосковье масса выставочных залов и картинных галерей, более 70 музеев, наиболее известными из которых значатся: музей-усадьба "Архангельское" (Красногорский район), музей А. П. Чехова "Мелихово" (Чеховский район), музей "Абрамцево" (Сергиево-Посадский район), Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический заповедник (Можайский район). Сегодня мы отправляемся в музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово» на программу «Один день из жизни метеоролога». Экскурсия проводится по образовательной площадке «Метеопост «Мелихово»», которая размещается на территории пришкольного участка Мелиховской школы. Эта школа была построена в 1899 г. по инициативе сестры А.П. Чехова Марии Павловны и при участии самого Антона Павловича. Площадка «Метеопост «Мелихово»» представляет собой интерактивную экспозицию, соединяющую на одной территории действующую современную автоматическую метеостанцию, реконструкцию метеопоста XX века и набор приборов конца XIX века для наблюдения за погодой. Мы узнаем о такой малоизвестной широкой публике стороне общественной деятельности А.П. Чехова, как работа по сбору статистических сельскохозяйственных сведений и метеорологические наблюдения для Отдела сельской экономии и сельскохозяйственной статистики Министерства Земледелия и Государственных имуществ, постоянным корреспондентом которого Чехов являлся, по-видимому, не менее 6 лет (не позднее 1894 г. – 1899 г. включительно). После переезда писателя в Ялту метеорологические сведения продолжила собирать учительница мелиховской школы М.Ф. Терентьева. Сегодня мы узнаем, что такое метеорология, когда и для каких целей в России начали вести наблюдения за погодой, как Чехов захотел стать метеорологом, и почему сегодня в Мелихове появился метеопост. Познакомимся с малоивестными фактами жизни и творчества А.П. Чехова. Мы посетим главный дом чеховской усадьбы, заглянем в сад и огород, узнаем, какое место метеорология занимала в жизни писателя Чехова и его семьи, увидим метеоприборы, с помощью которых в Мелихове наблюдали за погодой в 19 веке. Затем побываем на современной метеоплощадке, познакомимся с устройством и назначением метеоприборов, разберемся в принципах их работы. Узнаем, сколько термометров нужно для измерения температуры, как правильно собрать и измерить дождь и снег, с помощью какой «доски» можно измерить силу ветра и многое другое. Научимся снимать показания с метеоприборов, заполним метеорологические бланки и узнаем, откуда в смартфоне берется прогноз погоды. На обратном пути будет проведена викторина по той информации, которую вы получите сегодня на экскурсии. Так что хорошенько всё запоминайте, записывайте, фотографируйте, готовьтесь спрашивать и отвечать. На обратном пути: Викторина: • Блок вопросов, посвященных истории России и Московской области: 1) Как раньше называлась Московская область? (Московская губерния). 2) Сколько всего «районов» в Московской области? (64). 3) Что такое метеопост? (Пост ведения метеонаблюдений). • Блок вопросов, посвященных экспозиции музея: 1) Из чего состоит метеорологический набор? (Термометр, психометр, барометр, анемометр, осадкометр, флюгер). 2) Расскажите, для чего нужен психометр и анемометр. ( Прибор для измерения влажности воздуха и его температуры. Анемометр в метеорологии применяется для измерения скорости ветра). 3) Для чего устанавливают флюгер? (Для определения направления ветра). 4) Чем занимается метеорология? (Научно-прикладная область знания о строении и свойствах земной атмосферы и совершающихся в ней физико-химических процессах). 5) Какие рассказы о природе Чеховы Вы знаете? («Степь», «День за городом», «В родном углу»). 6) Какие произведения написаны Чеховым в Мелихове? («Чайка», «Палата №6», «Дом с мезонином», «Человек в футляре»). 7) В каком веке жил Чехов? (В 19 веке). 9. Заключительная часть: Экскурсионная программа способствует развитию интереса у школьников к фундаментальной науке, её развитии и поддержании. Воспитывает чувство патриотизма и гордости за страну, способствует осознанию своего места и роли в современном обществе. Уникальная площадка, где слились воедино образование, наука, и литература, и искусство, создает условия для воспитания молодого поколения, ориентированного на наукоемкие отрасли современной России.
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
Описание объектов посещения: Усадьба А.П. Чехова. Экспозиция мелиховской школы. Площадка «Метеопост «Мелихово».
Дополнительная информация и (или) условия
На обратном пути обучающимся будет проведена викторина по той информации, которую они получили на экскурсии.